Толик учится во втором классе. Мальчик очень рослый и крепкий. От его тяжелой
руки уже пострадало несколько ребят (толкнуть и ударить - привычное дело). Родители
возмущаются и просят администрацию убрать агрессивного мальчика из школы. Алла,
мама Толика, собирается обратиться в суд. Считает, что виновата школа, ребенка
провоцируют к дракам язвительные замечания детей и учителей.
Откуда в ребенке появляется агрессивность? Не вырастет ли ребенок агрессивным и
драчливым? Как правильно реагировать родителям на агрессивное поведение детей? С
подобными вопросами к психологам обращаются многие родители.
Агрессивность рассматривают как стремление причинить вред. У детей агрессия может
проявляться во враждебных мыслях и фантазиях: "Сейчас придет волк и тебя съест!",
"Упадешь и сломаешь ногу"; в оскорблениях и угрозах: "Ты дурак", "Ты уродина",
"Сейчас как дам!"; в действиях: толкаются, кусаются, плюются, бьют. Часто
агрессивному поведению сопутствуют вспышки раздражительности и непослушания,
избыточная активность, драчливость, жестокость. Нужно срочно перевоспитывать
ребенка - такова позиция большинства родителей.
Психологи отмечают, что стремление искоренить агрессию не только бессмысленно, но
и вредно. Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Агрессивность
изначально служила биологическим механизмом реагирования и выживания.
Развитие цивилизации все больше ограничивает проявление агрессивности
нравственными и социальными рамками. Однако, постоянное подавление агрессивных
проявлений может перенаправить энергию. Возникнет агрессия ребенка на самого себя,
а это кротчайший путь к саморазрушению и психосоматическим заболеваниям.
Чтобы жить в гармонии со своими биологическими механизмами и общественными
нормами, мы учим ребенка проявлять агрессию соразмерно обстоятельствам и принятым
правилам.
Родителям стоит беспокоиться, если проявления агрессии носят не
эпизодический характер, а относительно устойчивы (часто проявляются в течение
полугода и более). К подобным проявлениям относятся:
- Частые вспышки гнева;
- Частые споры с взрослыми;
- Частый отказ выполнять требования взрослых;
- Ребенок намеренно делает то, что раздражает других (говорят нельзя, а он
подойдет и сделает);
- Часто обвиняет других в своих ошибках и неудачах;
- Ему легко досадить;
- Часто дерется с другими детьми (не с братьями и сестрами);
- Часто позволяет себе ударить или толкнуть взрослого;
- Часто обманывает или нарушает обещания;
- Проявляет жестокость по отношению к животным;
- Злобен и мстителен;
- Ругает сам себя или бьет себя.
Развитию агрессивности могут способствовать некоторые особенности семейного
воспитания: чрезмерная опека или напротив холодность и равнодушие; пример
агрессивного поведения в семье (частые ссоры в присутствии детей, оскорбления
ребенка "Ты лентяй", "Ты тупой", угрозы "Отдам злому дяде", "Отдам в милицию", "Еще
одна двойка и возьмусь за ремень" и физические наказания ребенка). Ведут к агрессии
так же социальная неуспешность ребенка (нет друзей, "белая ворона"), пережитые
ребенком стрессы, насилие. Пример агрессивного поведения могут дать сцены насилия и
жестокости в фильмах и компьютерных играх (ежедневный 20-30 минутный просмотр сцен агрессии уже через месяц формирует у детей тягу пережить подобные состояния в
жизни). Чтобы агрессивное поведение не закрепилось у ребенка и не переросло в
свойство личности, лучше не откладывать проблему.
Необходимо обучать детей диалогу и компромиссному поведению, исключить примеры
агрессивного поведения в семье, фильмах и играх, найти пути выхода излишнего
возбуждения ребенка (активные игры и соревнования), помочь ребенку найти друзей,
проявить себя и свои способности в коллективе, почувствовать себя успешным в
какой-либо деятельности. Главное, начать с себя. Проанализировать, насколько вы
агрессивны в общении с ребенком. Стремиться быть терпимее и дружелюбнее в общении с окружающими.
Опытный психолог поможет разобраться в причинах появления агрессии, найдет пути
изменения ситуации в сторону конструктивного взаимодействия ребенка и окружающих,
поможет совместно с родителями открыть ребенку радость общения.
После беседы с Аллой мы выяснили, что во всех драках и ссорах в классе всегда
обвиняют Толю. Друзей у мальчика нет. Дома сделает уроки и к компьютеру. Отношения
Толика в школе уже второй год обсуждаются и невольно направляются семейным советом
(бабушка и мама ежедневно обсуждают учителей, родителей и одноклассников). "Нужно
всегда уметь постоять за себя. Никогда не давать себя в обиду", - такие семейные
установки передаются из поколения в поколение. Диалог, компромисс, юмор, интерес и
уважение к другим - забытые явления в семейном репертуаре. Мальчик воспринял
напутствие буквально. В результате каждый поход в школу воспринимался Толиком как
маленькая война. Пошутили - толкнул. Обозвали - ударил.
Психолог помог маме осознать разрушительность семейной установки на постоянную
вражду и понять ее роль в стимулировании у Толи агрессивного поведения. Мама пошла
на примирение к классному руководителю, попросила помочь сыну найти друзей и дать
возможность проявить себя. Одновременно Толя в течение двух месяцев занимался с
психологом; велась работа по обучению самоконтролю, самопринятию и развитию умения
общаться. В результате Толя нашел друга, был принят в школьный театр (играет
колоритных богатырей), помогает девочкам носить портфели; мама разрешила приглашать одноклассников домой. Толя научился иронично реагировать на шутки по поводу своей комплекции. Конфликт в школе был исчерпан.
|